Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.

А. Дистерве

 Проектное обучение на уроках математики

    Востребованными качествами выпускника на сегодняшний день являются: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор. При этом на уроках математики учитель преподает учащимся систему знаний, умений и навыков, сложившихся в XIX веке. Основной вид деятельности - решение задач. Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности. Поэтому сегодня актуален вопрос: «Какие технологии все же выбрать?»

 Формирование  надпредметных навыков, или как сейчас принято говорить компетенция,  способствует проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики.

Цель исследования: Используя проектную технологию, наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

Задачи

·        Учить:

  • ставить цели и планировать деятельность по их достижению;
  • добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ), передавать ее;
  • грамотно использовать в речи математические термины;
  • ü применять математические знания и умения в реальных ситуациях;
  • ü высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение;

·        Прививать навыки

  •  самостоятельной творческой работы.
  • самоконтроля и взаимоконтроля

·        Обучать брать на себя ответственность при руководстве мини-группой, вносить посильный вклад в достижение общего результата.

Проект, как вы знаете, происходит от латинского projectus. Его буквальный перевод – «брошенный вперед» - уже объясняет многое. В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют:

а) совокупность документов, необходимых для создания какого либо сооружения или изделия;

б) предварительный текст какого – либо документа;

в) какой – либо замысел или план.

Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В начале ХХ века американский философ и педагог Дж.Дьюи и его последователь В.Х Килпатрик  стали авторами «метода проектов».   Суть   новаторской идеи заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо задачу, они включались в реальную деятельность и овладевали новыми знаниями.

В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Дети выполняют «проекты» -  конкретные задания, связанные с учебным материалом. Важная роль в организации этой деятельности – умение учителя – определить в нем приоритетное направление и соответственно разработать цели, методику реализации и содержание.

  Проектную технологию применяют на уроках для развития следующих компетенций:

  1. разрезать квадрат или прямоугольник со известными сторонами из частей составить другую фигуру, найдите её площадь.
  2. математический диктант, выявляющий умение записывать числа (натуральные, обыкновенные и десятичные дроби). Выдается текст на произвольную тему (по истории, географии и др.). С помощью записанных чисел составляется краткий рассказ-задача. Дети работают в парах, обсуждает весь класс.

3.     По рисунку, схеме составляется текстовая задача. По уравнению составляются различные текстовые задачи, которые можно решить при помощи этого уравнения.

4.     Составление памятки-опоры для одноклассника по определенной теме.

5.     Иллюстрация пословиц и поговорок с помощью графиков функций, обоснование иллюстраций свойствами (возрастание, убывание, периодичность и т.д.). Возрастание – «Дальше в лес – больше дров». Период – «Сказка про белого бычка»: монотонность – «Любишь кататься – люби и саночки возить» и т.п.

6.     Урок – моделирования многогранников и геометрических тел.

  1. В развитии учащихся важную роль играет интеграция уроков математики с другими предметами. «История» часто бывает в гостях на наших уроках. История названия тех или иных понятий, деятельность ученых, старинные задачи, истории открытий различных формул и правил – вот неполный перечень вопросов, которыми интересуются ученики.

Пример: В Библии имеется сказание о том, как некогда весь мир был затоплен дождем выше самых высоких гор.

Единственный человек, которого Бог хотел спасти был праведник Ной. Поэтому Бог предупредил его о готовящейся гибели мира и велел построить просторный корабль следующих размеров: «длина ковчега - 300 локтей, широта его 50 локтей, а высота - 30 локтей». В ковчеге было три этажа. 

Бог велел Ною взять в ковчег по одной паре всех видов  животных вместе с запасом пищи. Для истребления всего живого на суше бог избрал наводнение от дождя.

Возможен ли был такой ливень, который покрыл бы весь земной шар выше высоких гор? Мог ли Ноев ковчег вместить все виды наземных животных?

Далее назрела необходимость показать применение математических знаний в жизни. Изучая такие сложные темы, как «Арифметическая и геометрическая  прогрессия», «Производная», ребята все чаще задавали вопрос: «А зачем это нужно?» В рамках урока показать это не было возможности из-за насыщенности программы. Поэтому эту идею организации проектной деятельности учащихся перенесла на внеурочную деятельность, на спецкурсы и творческие группы.

Исследовательский проект «Геометрия вокруг нас»,  созданный  учениками 9 класса, был представлен на лицейской конференции «Шаг в науку» занял I место, а затем на конференции «Интеграция», где стали лауреатами.

Практико-ориентированный (прикладной) проект: «Составление сметы ремонта моей комнаты» и «Ремонт классного кабинета», который выполняется учащимися 5 класса в ходе изучения темы «Площади». Проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта, его отличает четко обозначенный результат деятельности участников, четко продуманная структура, поэтапное выполнение. Ребята, кроме математических расчетов, выбирали материалы для ремонта, интересовались их стоимостью, решали вопрос: « Какими силами будет производиться ремонт». Результатом деятельности было составление смет и организована их презентация.

В 10 классе на уроке по теме «Применение производной» учащимися могут созданы проекты – компьютерные презентации «Применение производной в физике», «Применение производной в технике» и т.д.

 Каждый проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней развития: погружение в проект, планирование, поиск информации, обобщение результатов и выводов, презентация, оценка процесса и результатов работы.

На каждом этапе степень активности учеников различны. Каждый участник проекта имел возможность развивать свои умения проектной деятельности. В учебном проекте ученики учатся работать самостоятельно, и степень самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений проектной деятельности.

Как  и предполагается, у  учеников повышается  мотивация изучения математики. Знания, которые они получали на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических (контекстных) задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

         Реализация проектного   метода  на практике ведет к изменению позиции  и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. В этом я вижу основной результат своей работы. На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?»
Учащиеся отвечают: